Архив Архангельского молодёжного театра

Совместно c Архангельским отделением СТД РФ

Свергнутый младенец-император: рецензия на спектакль «Страстотерпцы»

В 2020 году учреждениями культуры Архангельской области было поставлено 35 новых спектаклей. 17 премьер представили государственные, 15 муниципальные театры, две премьеры концертных программ представил Государственный академический Северный русский народный хор. Об этом ИА REGNUM заявили в пресс-службе министерства культуры Архангельской области.

«Страстотерпцы» — пьеса о жизни малолетнего императора всероссийского Иоанна VI. Его «внесла» на престол императрица Анна Иоанновна, доверив управление его матушке и своей племяннице Анне Леопольдовне. В декабре 1741 года дочь Петра Первого Елизавета Петровна с гвардейцами свергла младенца-императора. 24-летнюю жизнь он провел в заточении, сначала в Холмогорах, потом, когда остался наиболее легитимным претендентом на престол, был хитроумно убит в Шлиссельбургской крепости.

Тридцатый раз Молодежный театр Архангельской области сыграл «Страстотерпцев». Для театральной жизни спектакля это небольшой, но юбилей. В сезоне 2015−2016 гг. «Страстотерпцы» попали в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Спектакль поставлен по одноименной пьесе, которую знаменитый драматург Сергей Коковкин написал специально для Архангельской области, для постановки в молодежном театре по заказу регионального министерства культуры.

«Страстотерпцы» — пьеса о жизни малолетнего императора всероссийского Иоанна VI. Его «внесла» на престол императрица Анна Иоанновна, доверив управление его матушке и своей племяннице Анне Леопольдовне. Отцом был герцог Антон-Ульрих Брауншвейгский, за подвиги в войне с турками пожалованный генералиссимусом российским. Правил Иоанн Антонович всего год с небольшим, в декабре 1741 года дочь Петра Первого Елизавета Петровна с гвардейцами свергла младенца-императора. Современники отмечали, что Россия вела войну со Швецией, а переворот совершился на французские и шведские деньги. Дальнейшие 22 года жизни маленького императора — отлучение от родителей и переезды из одной тюрьмы в другую.

Судьба и жизнь свергнутого императора — одна из самых драматических страниц русской истории. 24-летнюю жизнь он провел в заточении, сначала в Холмогорах, потом, когда остался наиболее легитимным претендентом на престол, был хитроумно убит в Шлиссельбургской крепости. По одной из версий тело Иоанна VI было привезено семье, содержащейся в Холмогорах и там, у церкви Успения Богородицы, захоронено. Останки, предположительно принадлежащих Иоанну VI Антоновичу, были обнаружены в земле местным священником игуменом Леонтием (Эйзенманом) и краеведом Анатолием Караниным еще в 2008 году. Эта находка может стать мировым открытием, если провести все необходимые экспертизы и они дадут положительный результат. В поддержку исследований, по резолюции Святейшего Патриарха Кирилла, был создан фонд сохранения исторического наследия «Император». Его работе продолжил помогать Владимир Крупчак, на счету фонда проведенные с Институтом археологии РАН раскопки на месте захоронения преподобного Антония Сийского, георадарные исследования на месте Михайло-Архангельского монастыря и деревянной крепости Ивана Грозного в Архангельске и другие исследования.

В 2011 году с помощью известного российского благотворителя Владимира Крупчака в свет вышла книга об Иоанне Антоновиче, куда вошли мнения по обнаруженным останкам историков, общественных деятелей и акт судебно-медицинской экспертизы останков проведенной в российском центре судебно-медицинских экспертиз. На сегодня версия Анатолия Каранина о принадлежности костей покойному императору — единственная в России научно проработанная. Судебно-медицинская экспертиза не выявила ни одного признака, исключающего принадлежность останков Иоанну, и установила более 20 признаков в пользу версии. Структура питания, уплощенные от частного стояния в молитве на коленях коленные чашечки, остеофиты от малоподвижного образа жизни, следы смертельной раны от шпаги в область сердца через левую лопатку — в пользу версии.

В истории России есть множество «темных пятен», историй, которые старательно и нарочно стирались из людской памяти, а их герои уходили в забвение. Одна из таких историй — это история императора Иоанна VI, «железной маски» государства Российского. История маленького императора и его окружения — это история человечности, стойкости духа и верности семье с одной стороны, и расчетливой жестокости и злой воли — с другой.

«Помогло сочувствие, желание и потребность рассказать людям о жизни Иоанна Антоновича. О его дружбе с вымышленным другом Григорием. О душераздирающем страдании из-за разлуки с семьёй, из-за отсутствия возможности узнать, где его родные и что с ними. Обо всех унижениях, которые ему пришлось вытерпеть. Помогло понимание того, что если мне выпала честь поведать от своего имени историю Иоанна Антоновича, то нужно очень стараться. Примеров жестокости очень много: кто-то выгоняет старых родителей из дома чтобы им досталась квартира, кто-то издевается над тем, кто не может дать сдачи, кто-то выбрасывает домашних животных на улицу… Но я не могу судить о других людях — с собой бы разобраться. Что я, Саня Берестень, могу сделать в этой жизни хорошего?»

Александр Берестень, актер Молодежного театра Архангельской области, сыграл главную роль Иоанна Антоновича


Я родился в Холмогорском районе, как человек верующий не исключаю Божественнных совпадений. У меня, как и у Иоанна, до сих пор детство. А жизнь порой требует взрослых решений, и я пытаюсь взрослеть, стремлюсь стать сильнее, хочу помогать тем, кто слабее. У меня для этого есть возможность, а у Иоанна Антоновича не было. Я хочу рассказать его историю, я нахожу в ней где-то себя, и всё, что вокруг меня…

А ещё я хочу сказать спасибо всей нашей театральной семье во главе с режиссёром спектакля Виктором Петровичем Пановым, драматургу Сергею Борисовичу Коковкину, хореографу Елене Анатольевне Прокопьевой, людям, что приходят на наши спектакли, всем своим родным и близким. Спасибо всем. Любите друг друга и будьте счастливы!"

«Осенью 2015-го начали работать над этим спектаклем — на поиски и раздумья у меня была большая фора — целое лето, за которое я успел отпустить бороду, прикоснуться к истории, поглядеть на иконы и сумрак заброшенных храмов, которых у нас в области предостаточно.

Потом, уже на репетициях, кольнуло сердце, словами трудно сказать… Мы с Александром Берестенем большие друзья. Фагиля Сельская, наша художница, зашла в гримёрку и говорит: «Стёпа, какой костюм тебе сшить?». А я: «Всё готово — вот рисунок». И часа через четыре был из каких-то старых кулис сшит костюм. Всё происходило случайно и легко, как всегда, когда происходит что-то хорошее. До сих пор люблю этот спектакль… Не зная за что. Не думая — просто люблю"

Степан Полежаев, актер Молодежного театра, сыграл роль Григория — выдуманного Иоанном своего двойника-наставника

«Ничего не возникает в пустоте, на мой взгляд, я говорю о себе. Режиссер живет проблемами, которые существуют в мире. Вахтангов говорил, что есть триада: пьеса, время, коллектив. Пьеса — материал. Соответствует ли он времени, и в состоянии ли коллектив осуществить идею этого материала. Ну и место важно, в котором мы находимся. Я живу в Архангельской области, и меня заинтересовала эта тема, я узнал (от Станулевича), что в Холмогорах были раскопки и нашли останки, предположительно, убитого Иоанна VI. Я не знаю, чем все это закончилось, но мы попросили великого драматурга Сергея Борисовича Коковкина написать пьесу на эту тему. Никто даже предположить не мог, что будет такое название «Страстотерпцы». Он написал пьесу и при большом стечении зрителей прочитал ее в мае 2015 года. Надо отдать должное, что не всем она понравилась, к сожалению, зритель наш подпорчен некими стандартами, но тем не менее я взялся за эту пьесу.

Я не мог найти лучшего варианта для оформления спектакля, чем художницу Фагилю Сельскую. Потрясающий театральный художник. Она сделала уникальные костюмы из бумаги и декорации. Этот спектакль попал в лонг-лист «Золотой маски» в театральном сезоне 2015−2016 г. Я был уверен, что мы ее получим, но не получили. Дело в том, что там получился скандал с одной из театральных критикесс, ее потом убрали из экспертного совета. Она почему-то невзлюбила наш театр.

Мы сделали нестандартное оформление в театре. Перевернули сцену и огородили ее деревянным «забором», поскольку это было «кровавое дело», пол мы покрыли красной деревянной стружкой. Очень много работы было со светом. Над пластикой актеров работала Елена Прокопьева из Санкт-Петербурга — создатель и руководитель «Крепостного балета», очень талантливый человек.

Я многое в театре сделал впервые. Так было со спектаклем о Высоцком с дождем на сцене, так было с «Темными аллеями» по Бунину и здесь, безусловно. Потому что оформление, которое мы придумали с Фагилей Сельской, выбранные пластические решения Елены Прокопьевой, настолько опережают время, что его еще можно долго играть. Устаревают ритмы, тексты, но не в этом случае, он не устаревает.

Для меня очень важен финал спектакля. Публика всегда замирает и очень здорово принимает этот спектакль. Дело в том, что сейчас «визуальное» время, когда люди воспринимают мир через экран смартфона. Нужно предавать большое значение тому, как выглядит спектакль, и тут мы очень опередили время. А тема для Архангельска и нашей истории очень важная. Это спектакль о вере! Очень трогательная тема.

Этот спектакль очень трудно куда-либо «вывезти», он рассчитан на наш зал. Поэтому вывозили его всего один раз в Сергиев Посад и играли в культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня.

Максим Михайлов, преподаватель Санкт-Петербургской театральной академии, режиссер, много ставивший в России и Франции, посмотрел «Страстотерпцев» и сказал: «Я видел очень много спектаклей в мире, но я впервые увидел такой красивый спектакль».

Виктор Панов, создатель и бессменный руководитель Молодежного театра Архангельской области, режиссер спектакля


Владимир Станулевич для Regnum. Ссылка на оригинальную публикацию: regnum.ru/news/society/3229262.html