Архангельский Молодежный театр открыл юбилейный 40-й сезон премьерой: спектакль «Страстотерпцы» поставлен по одноименной пьесе драматурга и режиссера Сергея Коковкина, написанной специально для местных театров. «Страстотерпцы» — еще одна трактовка истории жизни императора Иоанна VI, возведенного на российский престол младенцем, вскоре свергнутого и проведшего большую часть жизни в ссылке под Холмогорами. Художественный руководитель театра Виктор ПАНОВ рассказал «Бизнес-классу» о том, как прошла премьера и чем еще должен запомниться зрителям новый сезон.
— Виктор Петрович, какие у вас остались впечатления от премьеры?
— Отличный получился спектакль! Та часть публики, которая не знает историю, конечно, ничего не поймет, но для меня прежде всего важно, что спектакль бьет эмоционально и люди после просмотра берут книги и читают о доме Романовых. Вот это здорово.
Сергей Коковкин дал высокую оценку спектаклю — и это автор, пьесы которого ставят по всему миру… Хотя мне кажется, что две-три сцены не доделаны. Я буду еще работать над «Страстотерпцами». Один мой учитель — Зиновий Яковлевич Корогодский — говорил: труд над спектаклем заканчивается тогда, когда он снят с афиши. Сейчас у нас много другой работы, поэтому в следующий раз мы будем играть «Страстотерпцев» только в декабре. Но я доволен. Три года меня мучила эта пьеса!
— Почему же мучила?
— Повторю слова Сергея Коковкина: режиссерский труд — каторжный. Это когда тебе ночью что-то приснится, ты вскакиваешь, тормошишь жену, детей. Самая настоящая каторга! Зато потом она окупается праздником — премьерой. Потом наступает опустошение и… запой… может быть. Анекдот могу рассказать. В ночь после премьеры, часа в три-четыре, вскакиваю: «Репетиция!». А мне говорят: «Витя, спокойно — спектакль так-то уже сегодня вечером сыграли…».
— Вы открыли сезон именно этой постановкой. Чем она важна для театра и лично для вас?
— Честно говоря, мне все равно, чем открывать сезон. Извините за нескромность, но сезон я открываю именами Панов Виктор Петрович и Архангельский Молодежный театр. Однако здесь — наша пьеса, наш материал! Достаточно уже того, что звучат Холмогоры и Архангельск.
- Какие еще премьеры будут в этом году? Собираетесь ли на гастроли?
— Будет еще премьера по пьесе одного из моих любимых авторов — Венедикта Ерофеева. Помните, «Москва — Петушки»? Это он написал. А еще у него есть гениальная пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги командора». Я попросил режиссера Искандера Сакаева, который ставил у нас «Заводной апельсин» и «Россия молодая», сделать этот спектакль, и он согласился. Премьера должна состояться 23 октября.
2015-й год в России объявлен Годом литературы. 2014-й был Годом культуры. Как вы считаете, на Архангельске это как-то отразилось? Красим фасад научной библиотеки им.
Я не могу оставаться в стороне. В ноябре у нас будет очень мощная акция. Есть около десяти спектаклей, поставленных не по пьесам, а по прозаическим произведениям — Бунина, Абрамова, Шукшина… Мы планируем их обсуждение после просмотра, в первую очередь для школьников и студентов, с участием наших писателей: Валерия Чубара, Михаила Попова, Василия Матонина.
Губернатор эту идею поддержал, сейчас мы ищем возможности для ее воплощения. Почему мы это делаем? Потому что людей, которые могут сделать в слове «диктант» пять ошибок, нужно учить мыслить. К сожалению, система изменилась — образование стало отвратительным, поверхностным. В век селфи и флеш-мобов люди разучились разговаривать.
Начнем мы эту акцию на сцене Архангельского театра драмы с постановки «Я пришел дать вам волю» по Василию Шукшину. Другие спектакли отыграем на сцене Молодежного театра. А в последние пять дней покажем абрамовские «Деревянные кони». Для этого мы хотим Дом офицеров на время превратить в Верколу (село в Пинежском районе, родина Федора Абрамова. — Прим. ред.).
Что касается гастролей, следующим летом, думаю, поедем во Францию — на 75-й Авиньонский театральный фестиваль (старейший театральный фестиваль Европы. — Прим. ред.). Архангельский Молодежный театр — единственный российский и советский театр, который пять раз работал в Авиньоне с разными спектаклями. Если мы приедем туда большой труппой, веселые, трезвые, со спектаклем «Не любо — не слушай», то в Европе точно поймут, что им врут, будто в России все так плохо.
— В 2015 году у Молодежного театра еще одна дата — 25 лет прошло с тех пор, как театр стал государственным. Помогает ли вам сейчас областная власть?
— Игорь Анатольевич Орлов внимателен к сфере культуры. Для театра я лишнего не прошу. Просто хочу, чтобы выполняли наши заявки по бюджету. Если нам дают деньги на постановки новых спектаклей, то, зная, что правительство зарплаты увеличить не может, стараюсь из вырученных от проката спектаклей денег делать какие-то надбавки актерам. Хорошо сказал Жванецкий: «Зарплата хорошая, только маленькая». Стыдно говорить, что Театр — Великое дело, когда молодые артисты, выпускники Санкт-Петербургской театральной академии, получают в месяц по 10−12 тысяч рублей. Но это уже вопрос к высшим, не региональным, властям.
Москва все время требует увеличения количества зрителей от всех учреждений культуры, но у нас в городе лишь шесть театрально-концертных учреждений, а свои площадки есть только у Театра драмы, Молодежного театра и Поморской филармонии. Парадоксальная ситуация: зрительный зал Дома молодежи («Модерн») на 500 мест и Дом офицеров на 380 мест, в котором раньше только мы играли по 15 спектаклей в месяц, вообще сами ничего сейчас не делают. Эти площадки могли бы значительно увеличить показатели охвата зрительской аудитории! Огромное упущение! Но это уже вопрос к министерству молодежи и спорта, которым ныне принадлежат помещения.
— Представляли ли вы себе 40-летний юбилей театра десять, двадцать, тридцать лет назад? Достигли ли тех целей, которые ставили перед собой?
— Однажды, начитавшись журнала «Клуб и художественная самодеятельность», я решил, что буду работать над открытием театра юного зрителя… Я создал театр тогда, когда нельзя было его создать. Нас много раз пытались закрыть на самых официальнейших уровнях, годами запрещали спектакли… Никогда не думал, что мы доживем до сорока лет. Никогда не ставлю целей. Просто стараюсь честно идти по правильному пути.