В эти выходные в здании морского-речного вокзала в Архангельске можно будет увидеть скелет мифической нерпы и услышать истории из жизни известных северян — от Степана ПИСАХОВА до Владимира РЕЗИЦКОГО. «Север» — новый проект Архангельского молодежного театра, над которым работают режиссер Сергей ЧЕХОВ (Псков), художник Анастасия ЮДИНА (Санкт-Петербург) и композитор Владимир БОЧАРОВ (Новосибирск).
Погрузиться в спектакль-среду зрители смогут 22 и 23 февраля с 12 до 22 часов. Зайти в творческое пространство и покинуть его можно в любое время в этом интервале. Здесь каждый выстраивает свой маршрут, выбирая заинтересовавшие его локации, и таким образом создает свой собственный спектакль.
Два этажа морского-речного вокзала превращены в огромную инсталляцию режиссером Сергеем Чеховым, знакомым архангелогородцам по спектаклю «Река Потудань», который привозили на прошлую «Европейскую весну», и художником Анастасией Юдиной, выступающей постоянным соавтором спектаклей Максима СОКОЛОВА («Папа встретит меня в L.A.» в этом году номинирован на «Золотую маску).
«Север» — это спектакль, в котором зрители не увидят актеров, но услышат их голоса. В 30 локациях, каждая из которых будет посвящена известной личности или знаковому для Архангельска объекту, установлены bluetooth-колонки и мини-проекторы. С их помощью в разных помещениях и закутках вокзала будут транслироваться «интервью»: актеры молодежного театра взяли на себя роль того или иного исторического персонажа или предмета.
«Актеры участвовали в создании контента для этого спектакля, — поясняет Сергей Чехов. — Каждый получил по персонажу и провел свое собственное исследование о нем, а после дал мне интервью от лица своего героя. Все они ассоциируются у нас с северными мифами».
Среди персонажей героев спектакля-инсталляции — святой Артемий Веркольский, сказочник Степан Писахов, исследователь северных морей Георгий СЕДОВ, рок-группа «Облачный край», джазмен Владимир Резицкий, ученый-альголог Ксения ГЕМП, революционер Фёдор ЧУМБАРОВ-ЛУЧИНСКИЙ и многие другие. В центре внимания авторов спектакля оказались также деревянный небоскреб Николая СУТЯГИНА и архангельский трамвай.
«Мы рассказываем историю своего персонажа и немножко фантазируем, например, о том, что было бы, если бы трамвай до сих пор существовал, — делится впечатлениями от работы актриса Архангельского молодежного театра, заслуженная
В процессе создания спектакля актеры собирали информацию в фондах краеведческого музея, библиотеках, архивах.
«Мы углубились в нашу историю, обогатились знаниями и о Севере, и о людях, — рассказывает актриса Архангельского молодежного театра, заслуженная
В спектакле от лица знаковых для Севера личностей звучит боль за родной город, происходит переосмысление событий и процессов, ведутся размышления о том, как могла бы развиваться история места, складываться судьба человека.
Как заметил художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор ПАНОВ, «Север» — это еще и спектакль о несбывшемся, о тех возможностях, которые были в свое время у города, но оказались упущены. Первоначально в названии спектакля было еще одно слово — «утопия», которое можно считать обобщением смыслов постановки.
Интересно, что средствами искусства режиссер вместе с художником, композитором и актерами как бы реанимируют культовое здание вокзала, находящееся сейчас в заброшенном состоянии. В финале спектакля зрители выйдут в пустое пространство первого этажа, посреди которого увидят скелет огромной мифической нерпы.
«С нерпой в Архангельске очень многое связано, это действительно в своем роде мифическое животное, спасавшее людей от голода и холода», — говорит Сергей Чехов.
Скелет нерпы из папье-маше создает художница Маша БОГОРАЗ из Ростова-на-Дону, с которой режиссер работает не в первый раз. Кстати, к «строительству» нерпы мог присоединиться любой желающий: накануне премьеры будущих зрителей приглашали принять участие в этом творческом процессе.
«Мы все меньше начинаем разделять позиции „режиссер“, „художник“, „композитор“, — считает Сергей Чехов. — Хочется убежать от архаичного вертикального „режиссерского“ театра, в котором режиссер — самый главный. Я не очень себя таким человеком мыслю, мне становится странно, когда выстраивается такого рода коммуникация и иерархия. Лучше пусть будет не дерево, а грибница — сеть, в которой мы все вместе, взаимодействуя, начинаем создавать даже не объекты, а события и среду».