Архив Архангельского молодёжного театра

Совместно c Архангельским отделением СТД РФ

«Молот» в Forbes: рекомендация Ники Пархомовской

29 сентября 2020 года на электронных страницах журнала Forbes появился текст театрального критика и продюсера Ники Пархомовской «Молот» в церкви и невидимое искусство улиц: два новых театральных проекта, которые стоит увидеть".


«Молот» в церкви и невидимое искусство улиц: два новых театральных проекта, которые стоит увидеть

В Архангельске и Петербурге практически одновременно вышло два необычных сайт-специфических проекта: «Молот» об инквизиции и «Человек в маске» об уличном искусстве. Театральный обозреватель Forbes Life Ника Пархомовская рассказывает, почему их непременно стоит увидеть.

«Молот» в Архангельске

В Архангельске наконец играют отложенную из-за карантина премьеру спектакля «Молот» режиссера Максима Соколова об инквизиции, ереси и ведьмах в пространстве лютеранской кирхи. Хотя кирха принадлежит Поморской филармонии, сайт-специфичность премьеры архангельского Молодежного театра это не отменяет: решение сыграть антирелигиозный спектакль в религиозном пространстве дорогого стоит. Тем более что оно всячески обыграно художником Анастасией Юдиной и в сценографии (включая гигантский золотой крест и виселицу), и в костюмах (белоснежные одеяния мужчин-священнослужителей и короткие черные платьица обвиненных в колдовстве женщин).

Контраст нарядного антуража и печального содержания — не единственное сильное место спектакля. К ним можно отнести и точные актерские работы, и редкий для театра материал (средневековый трактат «Молот ведьм», интервью Бориса Стругацкого, цитата из фильма Милоша Формана «Призраки Гойи»). Все заканчивается монологом матери одного из фигурантов дела «Сети» и разоблачением ведьм в буквальном смысле этого слова (в финале девушки, прикрытые одними лишь длинными черными волосами, долго удерживают гигантский дирижабль, но в конце концов отпускают его «в небо»). И не в том, что зрители, находясь на расстоянии вытянутой руки от подвергаемых нешуточным пыткам героинь, не могут не подключиться к их страху, недоумению и сомнениям. А в том, что текст спектакля, сходство реалий давнего прошлого с настоящим, возможность обвинения всех и каждого, выколачивание ложных признаний любой ценой, самооговор и даже чудовищное в своем цинизме увещевание «Пытка — это дар божий» ударяют по всем присутствующим не слабее молота.

Пройдясь после спектакля по городу, замечаешь, что демократичный дух открытости здесь витает и в кафе, и на набережной. Театру Виктора Панова не впервой поднимать подобные темы и бороться с призраками. Но после пандемии и на фоне общей ситуации в стране и мире подобные сильные высказывания воспринимаются особенно остро.