Архив Архангельского молодёжного театра

Совместно c Архангельским отделением СТД РФ

«Раненый зверь»: Панов и Ломоносов

Архангельский молодёжный театр трижды обращался к пьесе Сергея Коковкина о Михайле Ломоносове. Каждый раз пьеса ставилась с новым оформлением. Впервые — в 1986 году, в честь 275-летия великого помора. Пьесу «Раненый зверь» Коковкин написал именно тогда — причём по заказу архангельского театра драмы. Но там, в драмтеатре, спектакль в итоге выпустили под более облагороженным названием — «Аки раненый лев». Виктор же Панов взялся ставить именно «Раненого зверя», и в основе сценографии у него была клетка, из которой Ломоносов стремился вырваться. Тогда роль учёного играл Сергей Павлов.

Вторая редакция состоялась через 20 лет, в год 295 дня рождения великого земляка. Тогда его впервые сыграл заслуженный артист России Илья Глущенко. Художница Ирина Бируля вдохновилась образом «машкерада» и оформила сцену парусами. И, наконец, в апреле 2023 года готовится третья редакция — уже на сцене театрального особняка на Логинова.

Публикации и тексты ∙ 1986

«Распахнутая клетка»: рецензия на первую редакцию «Раненого зверя»

Впервые спектакль о Ломоносове Виктор Панов поставил в 1986 году — тогда же, когда драматург Сергей Коковкин к юбилею учёного написал одноимённую пьесу по заказу театра драмы. В первой редакции Ломоносова играл Сергей Павлов. В основе сценографии была клетка, из которой герой вырывался. Этот образ и вдохновил автора рецензии Светлану Лойченко на заголовок текста. Текст был опубликован в ноябре 1986-го в газете «Северный комсомолец». А также был вклеен в альбом «Из вольных мыслей», созданный к десятилетию студии.


Полиграфия ∙ 2006

Буклет спектакля «Раненый зверь»

К премьере второй редакции «Раненого зверя» в 2006 году, посвящённой 295 юбилею Ломоносова, Архангельский молодёжный театр выпустил буклет. На его страницах о решении спектакля говорила его команда: режиссёр Виктор Панов, художник Ирина Бируля, художник по костюмам Наталья Парамонова, постановщики сцен с огнём Никита Беляков и Ольга Костерина.

Полиграфия ∙ 2006

«Нижайше прошу посетить»: приглашение на премьеру «Раненого зверя»

На премьеру «Раненого зверя» в Доме офицеров зрителей приглашал «лично» Михайло Ломоносов.

Публикации и тексты ∙ 2006

Ломоносов без глянца и лазури

В преддверии премьеры «Раненого зверя» прошла пресс-конференция. На ней драматург Сергей Коковкин и исполнитель главной роли Илья Глущенко рассказали о спектакле. По следам пресс-конференции материал для газеты «Архангельск» написала Яна Бобылкина. Кстати, газета вышла за два дня до юбилея Михайло Васильевича и буквально накануне премьеры — 17 ноября.

Фото ∙ 2006

Фото спектакля «Раненый зверь»

В основе сценографии и оформления спектакля был образ «машкерада». Художник спектакля Ирина Бируля придумала изобразить парадные виды Петербурга на парусах, символизирующих морскую природу города на Неве.

В спектакле использовались живой огонь и куклы. Одним из персонажей спектакля было тело В: специально для роли актриса Татьяна Смирнова научилась работать с пои.

Публикации и тексты ∙ 2006

«Независимый взгляд» на «Раненого зверя»

О премьере спектакля на страницах газеты написала Тамара Статикова. Так, автор отметила:

«Воплотить на театральной сцене философские искания, притчевую манеру изложения — интерес и труд для режиссёра. Заявлять об этом следует или мощно, или никак».

И, судя по тексту, Виктору Панову это удалось как раз-таки мощно.

Публикации и тексты ∙ 2006

«Ломоносов от Земли»: рецензия на спектакль «Раненый зверь»

В 2006 году театр Панова восстановил «Раненого зверя»: в спектакле Ломоносов прямо-таки горел на сцене. В новой редакции роль учёного-энциклопедиста впервые сыграл Илья Глущенко. Культурный обозреватель «Правды Севера» Елена Ирха отметила нетипичность его прочтения: у него Михайло Васильевич был очень земным. Оттого и заголовок такой.




Публикации и тексты ∙ 2006

«И Панов забронзовеет»: хлёсткая рецензия на «Раненого зверя»

«Правда Северо-Запада» — о главном «культурном пиротехнике» (то есть, Викторе Панове) и «бомондящихся» и Ломоносове «без бронзы».

Публикации и тексты ∙ 2006

Не памятник, а человек

«…постановщики взорвали и сожгли всё, что можно было взорвать и сжечь», — писал «КурьерЪ Беломоря» по следам премьеры «Раненого зверя».

Публикации и тексты ∙ 2006

Сергей Коковкин: «Такого Ломоносова я не видел!»

Корреспондент «Правды Севера» Елена Ирха поговорила с драматургом Сергеем Коковкиным о том, каким получился спектакль у Молодёжного театра, а Ломоносов — у заслуженного артиста Ильи Глущенко.

Внутренние документы ∙ 2006

Дворцы и подзорные трубы: как создавались декорации «Раненого зверя»

Сегодня то, что представлено на этих фотографиях, принято называть «референсами». От этих образов художник Ирина Бируля отталкивалась, создавая художественный и предметный мир спектакля «Раненый зверь».

На главную Другие коллекции Случайный материал