Архив Архангельского молодёжного театра

Совместно c Архангельским отделением СТД РФ

Первые годы. 1975—1978

Архангельский молодежный театр под руководством Виктора Панова прошел долгий и интересный путь, который во многом отразил историю российского театра и всей страны. От студийных опытов 70-х до одного из самых современных и значимых театральных пространств Северо-Запада России.

Эта коллекция посвящена первым четырем годам студии — от зарождения до первого зрительского восхищения.

Публикации и тексты ∙ 1982

Публикация в журнале Аврора 10/82 — «„Квадратик“ — не „кружок“!»

В 1982 году в важном для советской молодежи журнале «Аврора» (10/82) рассказывает о первых годах студии, о важных особенностях студии — современность, азарт и любопытство. Текст написан Инной Кошелевой. Главная особенность статьи — в диалог с автором через письма вступает актриса студии Галина Литовченко.

Афиши ∙ 1977

Афиша спектакля «Девочка Надя»

Спектакль «Девочка Надя» поставлен в 1977 году по пьесе А. Родионовой о юной художнице Наде Рушевой.

Афиши ∙ 1977

Афиша спектакля «Ночь после выпуска»

Спектакль «Ночь после выпуска» (1977) — один из первых спектаклей студии, поставленный после двух лет репетиций. Это было важное и необычное явление для советского театра того времени — обращение к актуальной современной прозе.

Спектакль «Ночь после выпуска» поставлен по повести Василия Тендрякова, которая рассказывает о вчерашних школьниках и их столкновении с миром взрослых. Но это не встреча «чистого и светлого» и «темного и злого». И в повести и в спектакле школьники чувствуют себя от моральных принципов. В таком неприглядном свете никто еще не представлял советских старшеклассников. Но это было не то, что называют «пасквиль». Это была попытка поговорить о важных и тревожных событиях, о новом поколении советских людей, которыми и были студийцы.

Публикации и тексты ∙ 1975

Объявление о наборе в студию. Приглашение в будущие актеры

Это объявление о наборе в студию в 1975 году, его написал сам Виктор Панов.

На объявление откликнулись несколько сотен человек, которые прошли строгий отбор и лишь 30 из них стали студийцами.

Коллектив возник в 1975 году как театр-студия при Доме культуры работников просвещения. Среди первых студийцев были люди разных профессий и возрастов (несмотря на формальные ограничения указанные в объявлении о наборе) — слесарь завода «Красная кузница» Сергей Павлов, студенты Галина Литовченко, Надежда Тарасова, Светлана Логинова, школьники Сергей Швецов и Михаил Логинов.

Многие из первопроходцев в будущем станут профессиональными актерами архангельских театров или просто важными людьми для Архангельска или других городов России.

Вот как воспоминает о наборе в будущий театр одна из первых студиек Светлана Логинова (сейчас заведующая литературной частью Архангельского театра кукол).

Я пришла… малюсенькая где-то должна быть заметочка… я пришла по этому самому объявлению. Вот и потом я узнала, что прицел был у него такой — набрать в основном 15-летних, чтобы они заканчивают школу, и, видимо, потом мы должны были поступать все вместе, чтобы потом стать театром. Вот вообщем 15-летних. Естественно были люди и старше. Дом Учителя. Свечка. Я захожу туда. А я человек невротического склада, я люблю себя подзаводить заранее, уже ножки подгибаются. А там такой предбанник между дверями с улицы и туда в фойе. И вот в этом предбаннике стоят. Они мне показались вообще великанами. Взрослые были актеры. Коля Кузнецов, Серёжа Павлов. Вот эти двое точно. Кто с ними ещё был… Но там была такая толкучка. Там курилка была. И они там курили. А, может, не курили, потому что тепло ещё было. И когда я их увидела — я вообще чуть в обморок не упала так мне было страшно. Ну это я про себя. И когда я пришла в фойе народу было довольно много. Все фойе было заполнено. И, по-моему, принимали… Из Москвы никого не было, они потом стали приезжать. Потому что Виктор Петрович хотел сделать, чтобы Щукинское училище курировало, потому что он сам там учился. И был он и кто-то ещё сидел с ним там рядом, но я естественно не запомнила. И не знала этих людей. Вот. Вызывали на сцену по-одному. И сказать как другие читали я не могу. Могу сказать только как я читала. Я со страху плохо перевоплотилась в кого-то, ну там в басне. Они все засмеялись, Панов там сделал какую-то пометку. Потом выяснилось, что я прошло. А потом выяснилось, что брали всех 15-летних. Совсем безнадёжных только не брали.
Отрывок из интервью со Светланой Логиновой (беседовали — Ольга Истомина и Евгения Плетнева)

Публикации и тексты ∙ 1977

Папка «Девочка Надя» и «Ночь после выпуска»

Папка, посвященная первым спектаклям Виктора Панова в студии «Девочка Надя» и «Ночь после выпуска».

Эта папка — настоящий театральный артефакт. В эпоху до сайтов и социальных сетей завлиты создавали такие маленькие произведения искусства. Благодаря этой подборке мы можем видеть фотографии сцен спектакля, распределения ролей, а также о том, что в молодой студии побывал знаменитый советский режиссер Зиновий Корогодский.

Публикации и тексты ∙ 1985

«А поддержкой им будет песня»: о первых годах студии спустя десять лет

В номере газеты «Северный комсомолец» от 19 ноября 1985 года вышла корреспонденция «студийки» Светланы Абрамовой (Логиновой) — о первых пробах, первых слезах, первом сборе коллектива под дождём и при свечах.

Публикации и тексты ∙ 1985

«Начало без конца»: письмо бывшего студийца Василия Матонина

«Я — один из тех, для кого этот театр равняется семи годам жизни», — начинает свою статью на страницах газеты «Северный комсомолец» от 11 марта 1985 года сотрудник соловецкого музея, бывший студиец Василий Матонин. Он пишет о «стариках», ставших профессиональными актёрами, о тех, кто покинул студию, не дождавшись её превращения в театр, и тех, кто пришёл им на смену.

Люди театра

Эмблема-нашивка экспериментальной городской театральной студии

Эту нашивку, похожую на рыцарский герб, студийцы носили на груди. Это была часть их «униформы».

Люди театра

Виктор Панов и студийцы. Общее фото на сцене

На фото — стоят (слева направо): Михаил Микулин, Галина Литовченко, Елена Снытко, Татьяна Потоцкая, Михаил Логинов, Сергей Павлов, Виктор Панов, Надежда Тарасова, Владимир Ратенков, Наталья Кокорина, Сергей Карпунин, Елена Мелешкина.

Сидят (слева направо): Наталья Малевинская, Светлана Логинова, Алла Фролова, Карина Кулинская. Лежит: Александр Перевозчиков.

Публикации и тексты ∙ 1978

Зажги костёр: лирический рассказ об Архангельской городской экспериментальной театральной студии

Свой лирический рассказ о студии студент факультета журналистики МГУ начинает словами:

«Она молода и живёт по-юному светлой, радостной жизнью, полной чудес и превращений…».

А ещё автор этих строк приводит слова студийки Нади Тарасовой, которая говорит:

«Я просто не могу уже без студии. Занятие кончается, и я живу предчувствием следующего. Сюда нельзя даже опаздывать…».

Это очень трепетный текст об удивительном времени молодости и становления, документ, в котором зафиксированы не факты, а ощущения.

Заголовок очерка вдохновлён упражнением на развитие воображения и ассоциативного мышления, которое Виктор Петрович проводил для студийцев. Он называл слово, и от них требовалось рассказать об ассоциациях, которые оно вызывало. Слово было: «Костёр».

Люди театра ∙ 1980

Акробатика, гастроли и Панов такой молодой: хроники студии

Это самая старая хроника в электронном архиве театра. Оно датировано 1980 годом, то есть, к моменту съёмок Архангельская городская экспериментальная студия при Доме культуры работников просвещения существует всего шестой год. На видео можно заметить и фасад «Свечки» и вывеску Всероссийского театрального общества в Москве, а также счастливые молодые лица — Наталья Малевинская, Сергей Павлов, Карина Кулинская, Василий Матонин, Владимир Ратенков, Виталий Галилюк, Наталья Кокорина, Михаил Логинов, Светлана Абрамова (Логинова)… И, конечно, сам Виктор Панов, который ещё очень молод. Также на кадры хроники попал педагог по сцендвижению Андрей Дрознин.


На главную Другие коллекции Случайный материал