Архив Архангельского молодёжного театра

Совместно c Архангельским отделением СТД РФ

Дневник Владимира Ратенкова

Эту потёртую записную книжку с жёлтыми страницами в театр принёс актёр Кирилл Ратенков. Много лет назад этот дневник вёл его отец Владимир. «Я плохо разбираю почерк отца, — признался Кирилл, — может, вы сможете что-то расшифровать».

Владимир Ратенков был одним из студийцев, участников экспериментальной театральной студии. Среди студийцев было принято вести дневники. Во время репетиций приходилось буквально конспектировать пьесу: записывать свои реплики, ремарки к ним, отмечать время выхода. Конечно, тогда ещё не было помрежа, который распечатал бы текст на принтере. Да и принтеров ещё не было. На страницах этой записной книжки записаны спектакли «Остановите Малахова!», «Революционный держите шаг», «Синие кони на красной траве»

Дневник был важной частью работы над ролью, её интеллектуальной составляющей. Так, в дневнике содержатся заметки к роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». А ещё на потертых страницах можно найти самостоятельное творчество — стихи или нечто, похожее на песни для капустников.

Люди театра

Дневник Владимира Ратенкова. «Манок для зрителя»

Как привлечь зрителя в театр? Времена меняются, а вопрос остаётся. На эту тему на страницах своего дневника размышляет студиец Владимир Ратенков. С юношеской бескомпромиссностью он настаивает на том, что спектакли, не представляющие эстетической ценности, не имеют право на существование и что театр обязан быть современным.

Люди театра

Дневник Владимира Ратенкова. Стихотворение «Кто я? Обычный студиец»

Это стихотворение — хотя, впрочем, может, это даже не совсем стихотворение, но точно лирическое высказывание — написано от первого лица. Оно начинается с вопроса, крепко вошедшего в русскую застольную культуру: «Ты меня уважаешь?». Впрочем, сам автор оговаривается: «Я не пьяный». Топливом для этого требовательного вопроса становится разочарование. От того, что не дают роли. От того, что мечта о создании своего театра, ТЮЗа, остаётся мечтой. В этих строках — и горечь, и гордость, и чувство собственного достоинства, и вызов — и простому обывателю, и власть предержащему, и даже как будто бы режиссёру.

Отдельного внимания заслуживает заголовок. Кажется, что в скобках написано «Файкин». Но, нет же: «Райкин»! Видимо, всё стихотворение отсылает к знаменитому афоризму Аркадия Райкина «Мы с тобой — уважаемые люди». Кстати, с Райкиным студийцы даже встречались. Но с сыном — Константином.

(Райкин)

Ты меня уважаешь?

Я спрашиваю: ты меня

уважаешь? Нет, ты

Отсюда не уходи,

Не отворачивайся,

Я не пьяный (Я студиец).

Посмотри на меня

И ответь: ты меня

Уважаешь? Нет…


<зачёркнуто>


А когда я в ТЮТе играл,

Цветы дарили.

То труса,

То школьника,

То бандита,

То авантюриста играл.


А вот пришёл в студию…

И что… Что у нас пьес мало

Или ролей хороших нет?


Шесть спектаклей отыграли,

Около ста ролей. Всё есть.

А чего нету?

Уважения к студийцу нету.


Вот [в] ТЮТе меня

Уважали, а сейчас…

Почему спектакли такие ставим,

На которые народ валом прёт,

А меня не видит?


Что, у нас людей нету?

<зачёркнуто>

Одних архангелогородцев

500 тысяч!

Всё есть! А чего нету?

Уважения у них к нам нету.

А всё почему?

Шестой год всё ТЮЗ обещают,

Шестой год.


И пущай не сваливают всё

На отсутствие материалов,

Не кричат, что кончились средства,

Что нет возможности,

Что нет времени,

Что нет людей, которые могут помочь.


Всё есть. А чего нету?

Уважения нету.

Давно бы плюнуть

На всё и уехать бы в деревню,

Или ещё куда.


Кто ты?

Плохой организатор,

Равнодушный человек,

Не талантливый режиссёр.

Кто я? Обычный студиец.

Обычная студийка.

Твои земляки, ученики, друзья.

Я — это мужчины, женщины,

Старики, новенькие.

Я — это мы.

Так ты нас уважаешь?


Есть у стихотворения еще одна версия. В нём развивается одна линия отношений: «актёр — зритель».


Ты меня уважаешь?

Я спрашиваю: ты меня уважаешь?

Нет, ты не уходи,

Не отворачивайся,

Я не пьяный. Я студиец.

Ответь. Ты меня уважаешь?

Тогда почему ты у телевизора

Целыми днями сидишь,

Не оторвать, а к нам

Хоть бы раз в год пришёл.

На меня посмотреть. А?

Всё у тебя есть?

Сапоги зимние,

Мясо в холодильнике,

Всё есть!

А чего нету? Уважения у

Тебя ко мне нету.

Кто ты? Инженер?

Рабочий? Студент?

Домохозяйка? У тебя, что,

Средства кончились,

Времени нет?

Всё есть,

А чего нет? Уважения у тебя

Ко мне нету.

Кто я? Обычный студиец.

Твой сосед в трамвае, в очереди,

На лестничной площадке.

Я простой советский

Самодеятельный артист.

Сам себя делаю…

Я же для тебя стараюсь.

Так ты меня уважаешь?

Люди театра ∙ 1983

Дневник Владимира Ратенкова. Записи к спектаклю «Три сестры»

Так вышло, что роль барона Тузенбаха в спектакле «Три сестры» Виктора Панова студиец Владимир Ратенков сыграл… только на страницах этой записной книжки. Владимир участвовал в репетициях, но потом ему пришлось поступать в институт, и выпускали спектакль уже без него. Тузенбаха сыграл Сергей Швецов. Можете убедиться сами — посмотрите программку.

Люди театра ∙ 1980

Дневник Владимира Ратенкова. К спектаклю «Революционный держите шаг»

В записной книжке мы нашли фрагменты текстов, которые легли в основу спектакля «Революционный держите шаг» по Марксу, Энгельсу, Блоку, Горькому и Вишневскому. Помимо всех выше перечисленных на этих страницах — стихи Пушкина, тексты Маяковского и даже Брехта.

Слева внизу — фрагмент стихотворения Пушкина «Пирующие студенты».
Слева внизу — фрагмент стихотворения Пушкина «Пирующие студенты».
Слева — фрагменты из героической поэмы-оратории Всеволода Вишневского «Красный флот в песнях».
Слева — фрагменты из героической поэмы-оратории Всеволода Вишневского «Красный флот в песнях».
Из «Оптимистической трагедии»
Из «Оптимистической трагедии»
Справа — Маяковский, пролог и вставка ко второму варианту «Мистерии-буфф»
Справа — Маяковский, пролог и вставка ко второму варианту «Мистерии-буфф»
Справа — «Песня против войны» Брехта
Справа — «Песня против войны» Брехта
Справа — песня «Трубачи» на стихи Николая Злотникова
Справа — песня «Трубачи» на стихи Николая Злотникова

Люди театра

Фото Владимира Ратенкова

На этом фото Владимиру Ратенкову около 20-ти. Столько ему было, когда он пришёл в экспериментальную театральную студию ДК работников просвещения.

На главную Другие коллекции Случайный материал